Arms
 
развернуть
 
353292, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина, д. 20
Тел.: (86159) 4-42-20, (86159) 3-49-54 (ф.)
gor-kluch.krd@sudrf.ru
353292, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина, д. 20Тел.: (86159) 4-42-20, (86159) 3-49-54 (ф.)gor-kluch.krd@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по административному делу
Печать решения

К делу № 2а-2073/2022

23RS0012-01-2022-002368-28

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ 15 декабря 2022 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.,

при секретаре Гричанной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Абрамова А. В. к Военному комиссариату г. Горячий Ключ Краснодарского края, администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным решения от 22 сентября 2022 года, проведении надлежащего медицинского обследования Абрамова А. В.,

установил:

Абрамов А.В. через своего представителя Беньяша М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г. Горячий Ключ Краснодарского края о признании незаконным решения от 22 сентября 2022 года, проведении надлежащего медицинского обследования Абрамова А.В.

В обоснование заявленных требований указано, что призывной комиссией Военного комиссариата г. Горячий Ключ и Горячеключевского района Краснодарского края в отношении административного истца – Абрамова А.В. 22 сентября 2022 года было принято решение о призыве на военную службу по мобилизации, о чёем в военном билете была сделана соответствующая запись. Административный истец считает, что указанное решение является незаконным, так как 19 июля 2022 года по адресу его регистрации административным ответчиком была направлена повестка о явке в военный комиссариат 27 июля 2022 года. При этом, Абрамов А.В. со своей семьей проживает по другому адресу в г. Краснодаре. 27 июля 2022 года он явился в военный комиссариат г. Горячий Ключ, где ему было выдано мобилизационное предписание без указания даты. 20 сентября 2022 года административный истец, посредством телефонной связи был вызван в военный комиссариат в срок до 22 сентября 2022 года. По прибытию в военный комиссариат 22 сентября 2022 года Абрамову А.В. сообщили, что он призван на мобилизацию и обязан отправиться с вещами к месту военных сборов в воинскую часть. При этом, врио военного комиссара проигнорировал просьбу Абрамова А.В. о проведении военно-врачебной комиссии в связи с проблемами со здоровьем, несмотря на представленное медицинское заключение от 30 января 2018 года, и указал, что врачебной комиссии в военкомате не будет, возможно она будет проведена по месту военных сборов. Одновременно, врио военного комиссара угрожал административному истцу применением уголовной ответственности в случае отказа от участия в военных сборах и последующей отправки на Украину для участия в специальной военной операции и приказал прибыть в военкомат г. Горячий Ключ 23 сентября 2022 года для отправки в 227-ю артиллерийскую бригаду г. Майкопа для военной подготовки. 23 сентября 2022 года Абрамов А.В. прибыл в 227-ю артиллерийскую бригаду г. Майкопа и обратился к командованию части по вопросу прохождения медицинского обследования в связи с постоянными болями в спине. В проведении медицинского обследования истцу было отказано, со ссылкой на то, что его должны были провести в военном комиссариате г. Горячий Ключ. Тяжелые условия учений и специальной военной операции негативным образом сказываются на здоровье тяжелобольного истца. Руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Абрамов А.В. обратился в суд, так как полагает, что отказ военного комиссариата в проведении в отношении него врачебной комиссии грубо нарушает его права. Указывает, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению. Призыв по мобилизации предполагает соблюдение общей процедуры призыва на военную службу. В нарушение действующих норм, Абрамов А.В. на медицинское обследование не направлен, продолжает участвовать в военных сборах, на рапорты и жалобы на сильный болевой синдром, командование воинской части не реагирует, что ведёт к ухудшению его самочувствия, снижению боевой готовности и общему снижению боеготовности подразделения, в котором он проходит службу. На данное нарушение представителем истца была подана жалоба в Военную прокуратуру Краснодарского гарнизона. Ответ на данную жалобу не получен.

Определением Горячеключевского городского суда от 22 ноября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Горячий Ключ.

В судебном заседании представители административного истца - Абрамова К.А. и Беньяш М.М. поддержали заявленные требования и настаивали на их удовлетворении в полном объёме.

Военный комиссар г. Горячий Ключ Терпецкий Ю.В. (доверенность № 31 от 22.02.2022 года) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Абрамова А.В.. Дополнительно пояснил, что в настоящее время Абрамов А.В. отбыл к месту службы, вся ответственность о состоянии здоровья военнослужащего лежит на командующем части, на него возложена обязанность в случае необходимости, провести переосвидетельствование Абрамова А.В. в военном госпитале.

Представитель администрации муниципального образования город Горячий Ключ Зеушева Б.В. (доверенность № 32 от 08.07.2022 года) в судебном заседании не согласилась с доводами административного истца, просила суд в удовлетворении требований Абрамова А.В. отказать. В мтериалы дела представила письменные возражения на административное исковое заявление.

Суд, выслушав явившихся участников судебного заседания, допросив в качестве специалистов врача-терапевта городской поликлиники ФИО8 и фельдшера Центра военно-врачебной экспертизы ФИО9, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" указано, что под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с протоколом № 3 заседания призывной комиссии по мобилизации города Горячий Ключ от 23 сентября 2022 года, призвано на военную службу по мобилизации (в военное время) 17 человек, в том числе, рядовой Абрамов А. В., 1984 года рождения (№ 17 списка – приложения к протоколу).

Из представленных административными ответчиками документов, в том числе, учётной карточки, усматривается, что в мае 2005 года Абрамов А.В. был освидетельствован военно-врачебной комиссией, и ему была установлена категория годности к военной службе – «А». После этого он проходил военную службу по призыву в период с мая 2005 года по май 2007 года в должности стрелка, ВУС 100915. Медицинские документы в последующие периоды в учётные данные Абрамова А.В. в военный комиссариат г. Горячий Ключ, не поступали.

Обратившись в суд, представители Абрамова А.В. просят признать незаконным решение Военного комиссариата г. Горячий Ключ и обязать Военный комиссариат г. Горячий Ключ провести надлежащее медицинское обследование Абрамова А.В.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ст. 19 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 31-ФЗ, призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п. 4 Положения «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 852 (в ред. от 04.10.2021), Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учётом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).

Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).

Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации: в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

Состав и положение о призывной комиссии по мобилизации в муниципальном образовании город Горячий Ключ утверждён распоряжением главы муниципального образования город Горячий Ключ № 5дсп от 13.09.2021 года.

Принимая во внимание выше изложенное, суд считает не мотивированными доводы представителей административного истца со ссылкой на нормы Закона № ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», на который ссылаются представители о ненадлежащем способе оповещения гр-на Абрамова А.В., поскольку правоотношения, возникшие между привывавшимися на военную службу по мобилизации, регулируются специальными нормами, в частности, ст. 10 Федерального Закона от 26.02.1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», поэтому избранный способ оповещения гр. Абрамова А.В., не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 27 «Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 852, призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев.

Как следует из ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона от28.03.1998№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 ст. 22 подпункта «а» п.1 ст. 24 настоящего Федерального закона), проводится по их заявлению (ч. 1.2)

Врачи по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Абрамов А.В. ни по прибытию в военкомат, ни на момент убытия в 227-ю артиллерийскую бригаду г. Майкопа для военной подготовки, с жалобами на состояние здоровья, заявлением о проведении в отношении медицинского освидетельствования с целью изменения ему категории годности к прохождению военной службы, не обращался.

Таких доказательств суду не представлено.

Согласно представленным впоследствии супругой административного истца документам, а именно, консультативной справке клиники «Солнечная» (г. Краснодар) от 30 января 2018 года, следует, что у Абрамова А.В. были выявлены дегенеративно-дистрофические изменения пояснично-крестцового отдела позвоночника, протрузии межпозвонковых дисков L3-4, L4-5, псевдоретролистез L5 позвонка 1 ст., грыжа межпозвонкового диска L45-S1, крупные грыжи Шморля в телах L4, L5 позвонков.

Соотнесение имеющегося заболевания со статьями Расписания болезней входит в исключительную компетенцию врачебной комиссии.

Суду не представлено безусловных доказательств того, что на момент принятия призывной комиссией решения о мобилизации, Абрамов А.В. имел категорию к прохождению военной службы «Г» - временно не годен к военной службе либо «Д» - не годен к военной службе.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста врач-терапевт городской поликлиники ФИО8 – член призывной комиссии с 2021 года, указала, что 23 сентября 2022 года она принимала участие в работе мобилизационной призывной комиссии. По результатам визуального осмотра и в связи с отсутствием жалоб на состояние здоровья, по Абрамову А.В. было принято решение «годен». При наличии жалоб, это фиксируется в протоколе. Документирование учёта на каждого мобилизованного ведется.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста фельдшер Центра военно-врачебной экспертизы ФИО9, указала, что 23 сентября 2022 года она принимала участие в работе мобилизационной призывной комиссии. С уверенностью указала, что Абрамов А.В. на состояние здоровья не жаловался, медицинских документов о наличии у него заболевание не представил. В период мобилизации выносится заключение по имеющимся документам.

Судом также изучен ответ прокурора г. Горячий Ключ Краснодарского края на обращение Абрамова А.В. в прокуратуру г. Горячий Ключ Краснодарского края в части доводов о несогласии с действиями должностных лиц военного комиссариата.

Заявителю дан мотивированный ответ от 23.11.2022 года №«...» согласно которому указано, что на должностных лиц военных комиссариатов в рамках призыва на военную службу по мобилизации не возложены обязанности по проведению медицинских комиссий. Абрамову А.В. разъяснено, что военнослужащий имеет право на прохождение военно - врачебной комиссии по направлению командира воинской части, в рамках которой, при наличии оснований, ранее установленная категория годности может быть изменена.

В настоящее время Абрамов А.В. находится в распоряжении воинской части, в котором может быть проведено его медицинское освидетельствование.

Проанализировав действующее законодательство, регулирующие спорные правоотношения, с учетом отсутствия, у административного истца жалоб на состояние здоровья, документов, подтверждающих наличие оснований для проведения военно-врачебной экспертизы, в момент его нахождения в военкомате, сборном пункте, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовала обязанность для проведения военно-врачебной экспертизы и определения годности к военной службе по состоянию здоровья в отношении Абрамова А.В.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия административного ответчика соответствуют Закону, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов административного истца.

На основании вышеизложенного, в совокупности с требованиями действующего законодательства, с учетом предмета заявленных требований, суд отказывает Абрамову А.В. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Абрамова А. В. к Военному комиссариату г. Горячий Ключ Краснодарского края, администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным решения от 22 сентября 2022 года Военного комиссариата г. Горячий Ключ Краснодарского края в отношении Абрамова А. В., проведении надлежащего медицинского обследования Абрамова А. В., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий -